Они были хорошо известны своей филантропией, увлечением наукой, архитектурой и современными технологиями, а также покровительством искусству.
В первые годы своего брака королева Виктория и принц Альберт также были страстными художниками, запечатлевая своих детей, домашних животных и литературные сцены в Виндзорском замке и Клермонте, где они уединялись от придворной суеты.
Теперь выяснилось, что они были ярыми феминистками и на протяжении всего своего правления покровительствовали ряду начинающих художниц.
Скульпторы Мэри Торникрофт, Сьюзан Дюрант и Генриетта Монталаба, а также художницы Хелен Корделия Энджелл и Элизабет Батлер получили от них поддержку.
Их работы будут представлены на предстоящей выставке «Теперь вы видите нас: женщины-художницы в Британии 1520–1920», на которой будут рассмотрены работы женщин-художниц от двора Тюдоров до Первой мировой войны.
Королева Виктория и принц Альберт были хорошо известны своей филантропией, увлечением наукой, архитектурой и современными технологиями, а также покровительством искусству.
Теперь выяснилось, что они были ярыми феминистками и на протяжении всего своего правления покровительствовали ряду начинающих художниц. Вверху: работа скульптора Сьюзан Дюрант, которую поддержали Виктория и Альберт.
Куратор Табита Барбер сказала: «Во время исследования новой выставки в галерее Тейт Британия «Теперь вы видите нас» стало очевидным, насколько британские члены королевской семьи на протяжении всей истории оказывали покровительство женщинам-художникам.
«Королева Виктория и принц Альберт были особенно заядлыми коллекционерами произведений искусства, созданными женщинами, покупая и заказывая работы современных художников того периода.
«Их покровительство показывает, что многие женщины работали профессиональными художниками в Британии в девятнадцатом веке, и это может удивить людей сегодня.
«Королевская поддержка Виктории и Альберта сыграла решающую роль в создании профессионального профиля этих женщин-художниц, помогла им утвердить свои имена, выставить их работы и получить более высокие цены, что сделало некоторых из них весьма известными!
«Тем не менее, многие по-прежнему сталкивались с проблемами в своей трудовой жизни, и поэтому, внимательно присмотревшись к их карьере, мы начинаем получать более полную картину того, каково было быть женщиной-художницей в тот период».
Когда картина Элизабет Батлер с изображением британской кавалерии в Крыму «Проведение переклички после боя, Крым», более известная как «Перекличка», была выставлена в Королевской академии, она вызвала такой фурор, что потребовалась полицейская охрана.
Атака серых шотландцев при Ватерлоо, 18 июня 1815 года. Атака кавалерийского полка Королевских шотландских серых на 45-й французский пехотный полк была увековечена на этой знаменитой картине леди Элизабет Батлер 1881 года.
Батлер была одной из немногих женщин-художников, прославившихся своими историческими картинами. Она умерла в 1933 году.
Скульптор Мэри Торникрофт была особой любимицей Виктории и Альберта, создав серию работ своих девяти детей и внуков для подарков на день рождения и Рождество пары.
Обученная своим отцом Джоном Фрэнсисом, который был скульптором принца Альберта, она привлекла внимание королевской семьи, когда ее отец отвез ее скульптуру «Цветочница-сирота» в Виндзор для осмотра.
Замужем за одним из учеников своего отца Томасом Торникрофтом, она создавала бюсты, скульптуры детских рук, рук и ног в натуральную величину, а также изображения детей в полный рост в аллегорических ролях.
Она была запечатлена для потомков вместе со своей скульптурой принцессы Елены в образе «Мир», которую известный фотограф Роджер Фентон выставил в Осборн-хаусе.
Она также изобразила принцессу Луизу как «Изобилие», принца Леопольда как «Мальчика-рыбака» и принца Артура как «Охотника». Журнал Arts Journal утверждал, что если бы при королеве существовала официальная должность скульптора, ее занимала бы миссис Торникрофт.
«Сама Виктория была заядлым художником, хотя и не практикующим профессионалом, — добавил куратор, — а ее дочь, принцесса Луиза, училась на скульптора у Мэри Торникрофт и посещала художественную школу».
Еще одной любимицей королевской четы была наставница принцессы Луизы Сьюзан Дюрант, которая выставляла свои портретные бюсты и сюжетные рельефы в Королевской академии и Обществе женщин-художниц.
Не менее популярной среди королевской четы была акварелистка Хелен Корделия Энджелл, которая была назначена ординарным художником-цветочником королевы Виктории.
Принцесса Елена в образе мира, 1856 год, картина Мэри Торникрофт. Торникрофт был особым любимцем Виктории и Альберта, создав серию работ своих девяти детей и внуков на день рождения и рождественские подарки пары.
Она училась в Париже и Англии у французского скульптора барона Анри де Трикети, который стал ее любовником: в 1869 году у нее родился внебрачный сын Поль.
Одной из ее самых известных работ был мраморный бюст американской писательницы и аболиционистки Гарриет Бичер-Стоу, написавшей «Хижину дяди Тома» и ярой сторонницы избирательного права женщин.
Третьим скульптором, получившим королевское покровительство, была Генриетта Монталаба, которая происходила из семьи выдающихся художников: все ее сестры Клара, Эллен и Хильда были художницами.
Она училась в Национальной художественной школе в Южном Кенсингтоне в Лондоне (ныне Королевский колледж искусств) вместе с принцессой Луизой, позже герцогиней Аргайл, и они стали друзьями на всю жизнь.
Она была постоянным участником выставки в Королевской академии. Один критик назвал ее портретные бюсты «запоминающимися» и «редкими триумфами», выделяющимися среди работ ее современников.
Не менее популярной среди королевской четы была акварелистка Хелен Корделия Энджелл, которая была назначена ординарным художником-цветочником королевы Виктории.
Выдающаяся художница цветов, птиц и фруктов, она выставлялась в Королевской академии и была редким членом женского пола как в Королевском обществе акварелистов, так и в Королевском институте художников-акварелистов.
Ее работы, известные своим мастерством и точностью, постоянно сравнивались с работами Уильяма Генри Ханта (или «Птичье гнездо»), которого считали ведущим художником этого жанра, а сам он считал Энджелла своим «единственным преемником».
Венецианский мальчик, ловящий краба, Генриетта Скерретт, 1892–1893 гг. Работа представлена на новой выставке.
Изображение Гарриет Бичер-Стоу, сделанное Сьюзан Дюрант в 1853 году. Дюран был наставником принцессы Луизы.
Однако была одна картина, которая поставила королеву на путь столкновения с ее сыном, принцем Уэльским и будущим королем Эдуардом VII.
Когда картина Элизабет Батлер с изображением британской кавалерии в Крыму «Проведение переклички после боя, Крым», более известная как «Перекличка», была выставлена в Королевской академии, она вызвала такой фурор, что потребовалась полицейская охрана.
Художница с трепетом представила свою картину в комитет по вывешиванию и была удивлена, узнав, что они похвалили ее шквалом «ура» и повесили «на веревку».
Академики выразили свои поздравления, и принц Уэльский захотел купить его у его комиссара, манчестерского промышленника Чарльза Гэллоуэя. Но оба мужчины неохотно уступили его королеве Виктории.
Выставка «Теперь вы нас видите: женщины-художницы в Британии 1520–1920» проходит в галерее Тейт Британия с 16 мая по 13 октября.