Skip to main content

За время самого долгого правления в истории она, безусловно, развлекала некоторых неприятных персонажей. Среди них был диктатор, жена которого тайно пронесла свою собаку в Букингемский дворец, бывший террорист, пытавшийся убить ее семью, и собрат-монарх, который заставил ее ждать в пустыне в течение нескольких часов.

Поэтому моей первой реакцией на утверждение, содержащееся в блестящей новой книге, изданной по частям в Daily Mail, о том, что Елизавета II нашла Дональда Трампа «очень грубым», было вспомнить других мировых лидеров, включая одного или двух президентов США, которые наверняка вели себя еще хуже.

В своем долгожданном исследовании «Путешествие вокруг королевы» мой коллега Крейг Браун говорит, что после визита бывшего президента США «она призналась одному гостю за обедом, что находит его «очень грубым»: ей особенно не нравилось, как он не переставал оглядываться ей через плечо, словно выискивая кого-то более интересного».

Эта история уже побудила Трампа нанести ответный удар, заявив, что королева никогда не проводила «более приятное и оживленное время», чем в его компании. Он также рассказал Mail Online, что слышал, что он ее «любимый президент».

Я бы не согласился с этим, поскольку недавно написал биографию Елизаветы II «Королева нашего времени». Покойная монархиня старательно избегала «любимого» всего, что не касалось животных. И, несмотря на всю харизму Трампа, я могу вспомнить много случаев, когда у нее было «более оживленное время».

Королева с президентом США Дональдом Трампом во время его государственного визита в Великобританию в 2019 году

Королева с президентом США Дональдом Трампом во время его государственного визита в Великобританию в 2019 году

Королева общается с Дональдом Трампом на мероприятии, посвященном высадке союзников в Нормандии в 2019 году

Королева общается с Дональдом Трампом на мероприятии, посвященном высадке союзников в Нормандии в 2019 году

Последнее замечание, приписываемое королеве, особенно интригует, потому что в тех случаях, когда она жаловалась на грубость, это обычно была грубость по отношению к другим, а не к себе.

Когда покойный король Марокко Хасан II отчитывал одного из своих личных секретарей, она резко ответила: «Я буду вам благодарна, если вы не будете так отзываться о моих подчиненных».

Придворные могли быть потрясены нарушениями протокола в присутствии монарха — например, неспособностью поклониться или сделать реверанс или, более того, когда кто-то заглядывал через плечо королевы — но это редко беспокоило ее. Она прекрасно привыкла к тому, что люди, когда их представляли ей, вели себя крайне странно. Некоторые даже теряли дар речи.

Поэтому она вполне могла подумать, что Дональд Трамп был «очень груб» по отношению к кому-то другому, как это, безусловно, и было, когда он приехал погостить во дворец в 2019 году. Тогдашний министр иностранных дел Джереми Хант вспоминает, как приветствовал Трампа у борта президентского самолета Air Force One в аэропорту Станстед.

Как мне рассказал Хант: «Мы ждали, пока он появится, некоторое время. Я предположил, что это потому, что он освежался после ночного перелета. Настоящая причина, по которой он не выходил из самолета, заключалась в том, что он яростно писал в Twitter против Садика Хана». Мэр Лондона грубо отозвался о Трампе, который, в свою очередь, назвал его «хладнокровным неудачником».

Королева ждет короля Хасана в Марракеше во время своего государственного визита в Марокко в 1980 году.

Королева ждет короля Хасана в Марракеше во время своего государственного визита в Марокко в 1980 году.

Однако, как только Трамп ступил на британскую землю, он сохранял нехарактерное для себя молчание в Twitter на протяжении всего своего пребывания у королевы. Он был полон решимости не делать ничего, что могло бы показаться ей неуважительным.

Они впервые встретились годом ранее, когда Трамп и его жена Мелания находились с официальным визитом в Великобритании и приехали в Виндзор на чай. Всегда сообщалось, что он совершил большую ошибку, пройдя перед королевой во время осмотра почетного караула, хотя это было совсем не так. Король Чарльз позволяет своим гостям делать то же самое.

Затем Трампы пили чай с королевой — наедине — в Дубовой комнате в ее личном крыле. Если бы все шло не так, то не затянулось бы на 20 минут. Позже помощники сказали, что главы двух государств счастливо сблизились из-за общей связи: у обоих были матери-шотландки, и оба владели изрядным куском шотландской земли.

Их следующая встреча состоялась, когда Трамп нанес государственный визит в Великобританию год спустя. На самом деле, это был последний визит королевы. Я сомневаюсь, что Трамп заглядывал ей через плечо перед банкетом, потому что хозяин и государственный гость всегда стояли бок о бок, приветствуя всех гостей, а затем нормально общались один на один за ужином. Затем следовало общение за кофе и напитками в Сине-белых гостиных. Весь смысл послеобеденного приема в том, чтобы государственный гость встретился с другими гостями, а не оставался привязанным к монарху. Королева тоже хотела бы пообщаться. Какими бы блестящими ни были анекдоты Трампа за ужином о развитии недвижимости и гольфе, я подозреваю, что она была бы готова поделиться им с остальными 130 гостями к тому времени, как они «прошли».

Во время написания биографии королевы я изучал другие государственные визиты с участием других президентов США, и было много инцидентов, которые можно было бы интерпретировать как «грубость». После ее государственного банкета в честь Барака Обамы в 2011 году королева хотела пойти спать, но Обама был занят разговором с другими людьми (не с ней). Поэтому она попросила канцлера казначейства Джорджа Осборна подтолкнуть ситуацию. «Я просто сказал: «Да, мэм», — сказал мне позже Осборн. «Я видел Обаму с напитком в руке и думал: что мне делать? Я не мог просто прервать его и сказать: «О, королева хочет, чтобы вы пошли спать». Выступит вперед тогдашний личный секретарь королевы сэр Кристофер Гейдт, который конфиденциально поговорил со своим коллегой из Белого дома. Но, насколько нам известно, королева никогда не жаловалась на то, что Обама был «груб». Она также сохранила давнюю привязанность к его жене Мишель Обаме.

Королева и принц Филипп с президентом США Бараком Обамой и его женой Мишель в 2011 году.

Королева и принц Филипп с президентом США Бараком Обамой и его женой Мишель в 2011 году.

Конечно, президент Джеральд Форд был еще грубее. Он пригласил королеву в 1976 году на государственный визит в США в честь двухсотлетия американской независимости. После банкета в Белом доме он вывел королеву на танцпол для первого танца, и в этот момент оркестр заиграл: «That’s Why The Lady Is A Tramp». Форд после этого был вне себя от ярости. А королева? Она посчитала это уморительным.

Королева танцует с президентом США Джеральдом Фордом на банкете в Белом доме в 1976 году.

Королева танцует с президентом США Джеральдом Фордом на банкете в Белом доме в 1976 году.

Из всех предполагаемых грубостей, нанесенных Елизавете II президентами США, ни одна, однако, не могла превзойти грубость Рональда Рейгана. Он фактически вторгся в одно из ее собственных владений, Гренаду, в 1984 году, даже не сказав ей об этом. Маргарет Тэтчер была в ярости от имени королевы. Однако никто не сообщал, что монарх жаловался на манеры Рейгана.

В любом случае, если Трамп был «груб», то где же тогда сэр Эдвард Хит? Когда королева присутствовала на ужине в честь его 80-летия, бывший премьер-министр на самом деле задремал, сидя рядом с ней. Как рассказал мне хозяин сэр Джон Мейджор: «Я помню, как сказал Ее Величеству: «Тед уснул». А она ответила: «Я знаю, но не волнуйтесь. Он скоро проснется». Так и произошло. А королева просто весело продолжила с ним болтать».

Королева, принц Филипп, Джон и Норма Мейджор и Эдвард Хит на ужине в честь его 80-летия

Королева, принц Филипп, Джон и Норма Мейджор и Эдвард Хит на ужине в честь его 80-летия

Но ничто из вышеперечисленного даже близко не сравнится с поведением многих других. Давайте вернемся к покойному королю Марокко. Во время государственного визита королевы в 1980 году он устроил королевский обед в пустыне, а затем заставил королеву ждать несколько часов, прежде чем появиться. Позже, когда она устроила для него банкет на королевской яхте, он опоздал на 54 минуты и прибыл с незваными гостями.

Дома тоже было много подобных моментов. В 1973 году президенту Заира Мобуту предложили государственный визит, поскольку правительство Хита надеялось, что Британия получит крупный контракт на строительство огромной электростанции (этого не произошло). Однако что действительно расстроило королеву, так это тот факт, что жена Мобуту, Мария-Антуанетта, пронесла во дворец свою любимую собаку, грубо нарушив строгие британские законы о карантине против бешенства.

Королева с президентом Заира Мобуту и ​​его женой Марией-Антуанеттой в 1973 году.

Королева с президентом Заира Мобуту и ​​его женой Марией-Антуанеттой в 1973 году.

Королева и принц Филипп с лидером Румынии Николае Чаушеску и его женой Еленой в 1978 году.

Королева и принц Филипп с лидером Румынии Николае Чаушеску и его женой Еленой в 1978 году.

Среди других непривлекательных гостей, навязанных ей правительством, был деспот-убийца из Уганды Иди Амин. Позже появился человек, который посвятил большую часть своей взрослой жизни попыткам убить ее. В 2014 году на государственный банкет в честь президента Ирландии в Виндзорском замке пришел сияющий Мартин МакГиннесс, бывший командир ИРА. МакГиннесс впервые встретился с королевой, когда она посетила Белфаст в 2012 году, и протянул ей руку. Она пожала ее. Тогдашний премьер-министр Дэвид Кэмерон сказал мне, что он считал этот великодушный поступок мастер-классом по дипломатии и сказал об этом королеве. Ее ответ? «Что я должна была сделать? Конечно, я пожала ему руку. Было бы неловко не сделать этого». Вот вкратце ее философия относительно встречи с кем угодно, хорошим или плохим: «Дело не во мне. Дело в том, что я делаю».

Мартин МакГиннесс потрясает королеву во время ее визита в Белфаст в 2012 году

Заместитель первого министра Мартин МакГиннесс приветствует королеву во время ее визита в Белфаст в 2012 году.

Хуже всего было прибытие двух монстров в 1978 году. Николае и Елена Чаушеску контролировали Румынию с беспощадной жестокостью, но лейбористское правительство Джима Каллагана возлагало большие надежды на получение крупного аэрокосмического контракта. Королеве выпало на долю облапошить партию. Убежденные, что их комнаты прослушиваются, пара вела все свои разговоры на улице, в дворцовых садах. Чаушеску был холоднейшей из холодных рыб, в то время как официальная информационная записка Министерства иностранных дел королеве, которую я видел, предупреждала, что его жена была «гадюкой». Поэтому, когда королева заметила пару, выгуливающую своих корги, она спряталась за кустом, чтобы не провести в их компании ни минуты больше необходимого. Годы спустя, после того как Чаушеску встретили свой конец перед расстрельной командой, королева описала диктатора другому гостю за обедом как «того ужасного маленького человечка». Что особенно важно, она жаловалась не на поведение румынского деспота по отношению к ней, а на других.

Короче говоря, если Дональд Трамп был «груб» с нашим покойным монархом, то он стоит в самом конце очень длинной очереди.

«Путешествие вокруг королевы» Крейга Брауна (HarperCollins, 25 фунтов стерлингов). «Королева нашего времени» Роберта Хардмана (Pan, 10,99 фунтов стерлингов).

Leave a Reply