Когда два года назад в октябре была объявлена дата коронации короля Карла III, любители ювелирных украшений со всего мира вздохнули. Перспектива моря сверкающих диадем, которое в последний раз видели во время коронации покойной королевы семьдесят лет назад, поднимет настроение нации.
Были сделаны ставки на то, какую тиару сможет носить новоиспеченная принцесса Уэльская: выберет ли она свою любимую — Cambridge Lover’s Knot? Или выбрать что-то еще более царственное и редкое?
Будет ли принцесса Беатрис носить свою прабабушку, тиару с бахромой королевы Марии 1919 года, которую она носила на своей свадьбе в июле 2020 года, которую носила ее бабушка на свадьбе в 1947 году? Наденет ли ее сестра Евгения свою свадебную тиару Greville Emerald Kokoshnik?
Что наденет королевская принцесса на коронацию своего брата? В конце концов, ее тетя носила тиару Cartier Halo на интронизации своей сестры в 1953 году, которую Кейт, как известно, носила в аббатстве в 2011 году. А королевские герцогини Эдинбургские, Глостерские, Кентские и так далее? Мы даже не затронули иностранных членов королевской семьи; — в 1953 году шведская принцесса Марта носила изумрудную тиару императрицы Жозефины — последовала бы ее примеру наследная принцесса Виктория? А княжна Марья? Ее эффектная датская рубиновая тиара, похожая на великолепную гирлянду из цветов?
На коронации короля Кейт не было тиары. Вместо этого она надела головной убор, сделанный на заказ Джессом Коллеттом.
Кейт носила тиару Cartier Halo со своим свадебным платьем от Alexander McQueen, когда выходила замуж за принца Уильяма в 2011 году.
Принцесса Маргарет носит тиару Cartier Halo на государственном банкете, устроенном королевой в честь императора Эфиопии Хайле Селассие, 1954 год.
Свадьба принцессы Беатрис имела самый большой успех, поскольку она не только носила одно из платьев своей бабушки, но и носила ту же тиару с бахромой королевы Марии 1919 года, которую ее бабушка носила на своей свадьбе в 1947 году.
Королева Елизавета покидает Вестминстерское аббатство после свадебной церемонии в тиаре королевы Марии.
Кейт порадовала всех, когда в ноябре 2023 года надела Стратморскую тиару королевы-матери во время визита президента Южной Кореи.
Королева-мать носила тиару гораздо ниже на голове, в соответствии с модой того времени.
Конечно, в конце концов это было коллективное «Оооо», почти громче, чем дождь по крыше Вестминстерского аббатства. Кейт носила хотя и красивый головной убор с цветочным орнаментом, украшенный бижутерией, вместе с принцессой Шарлоттой, а остальные гости были в шляпах или в шляпах. Конечно, были и впечатляющие драгоценности.
Король был очень внимателен к дресс-коду на своей коронации — в конце концов, были приглашены очень немногие из предыдущих пэров и пэресс — многие из которых больше не имеют «семейных крыльев» (как называла его моя предка, 6-я маркиза Лондондерри) см. ниже); они либо продали их (вы все еще можете купить изысканную тиару Англси в магазине Hancock’s на Сент-Джеймс-стрит в Лондоне), либо разобрали их и превратили в украшения, более удобные для ношения сегодня. Некоторые из них, например Портлендская тиара, были украдены. Государственные банкеты по-прежнему украшают бриллиантовые диадемы, и Кейт порадовала всех нас, когда в ноябре 2023 года она надела Стратморскую тиару королевы-матери во время визита президента Южной Кореи – и национальных газет – которые надели тиару, невиданную более века, прочно на первой полосе.
Диадемы напоминают ушедший мир – мир, который многие члены королевской семьи покрыли пылью.
Давайте посмотрим на их историю, чтобы понять, почему в 21 веке они все еще способны производить впечатление.
Наполеон Бонапарт, возможно, был врагом номер один Европы на рубеже XIX века, но ему удалось вновь ввести украшенный драгоценностями головной убор, который стал обязательным на всем континенте.
Пока он не решил одеть свою семью – и особенно свою жену, впоследствии императрицу Жозефину – в бриллиантовые диадемы, этих изысканных украшений для головы почти не существовало со времен Древней Греции и Рима. Наполеон хотел возродить пышность и церемонии Древнего мира, в чем он черпал вдохновение; в эмблемах, иконографии и моде своей семьи. В глазах Наполеона тиары, лишенные драгоценностей короны, превратили Бонапартов в настоящих королевских особ.
Важно отметить, что, несмотря на то, что тиары принадлежат Le Petit Corporal, существуют эскизы молодой королевы Шарлотты, носящей бриллианты в диадемах, сделанные в 1760-х годах. А эффектная тиара Спенсера, которую леди Диана Спенсер носила на свадьбе в 1981 году, на самом деле была создана в 1767 году для предка, виконтессы Монтегю. Волнистый узор тиары, украшенный бриллиантами, сходящимся посередине в виде сердца, был воспроизведен в начале двадцатого века, когда в 1930-х годах Garrard переустановил часть бриллиантов.
Именно внучка королевы Шарлотты и тезка принцесса Шарлотта обязаны традицией добавлять тиару к свадебному приданому — до тех пор ее носили исключительно замужние женщины. На свадьбе принцессы Уэльской Шарлотты в 1816 году она носила тиару, украшенную блестящими бриллиантами, чтобы закрепить фату. А на коронации ее отца Георга IV, для которого по этому случаю была создана неповторимая Бриллиантовая Диадема, по всему аббатству носили «короны, диадемы, ободки, эгреты». Британский двор быстро согласился, и тиара стала символом статуса, инвестицией и частью «униформы», которую замужние женщины аристократии должны были носить на официальных мероприятиях, из поколения в поколение.
Наполеон решил одеть свою семью, и особенно жену Жозефину, в бриллиантовые диадемы.
Тиара императрицы Жозефины 1890 года, найденная в коллекции Хьюстонского музея естествознания.
Диана, принцесса Уэльская, в тиаре семьи Спенсеров и серьгах с бриллиантами и сапфирами, когда она присутствовала на банкете в лиссабонском Ajuda Palace в 1987 году.
Крупный план тиары Спенсера, которую принцесса Диана носила в день своей свадьбы, когда она была выставлена на аукционе Sotheby’s в 2022 году.
Тиара принцессы Дианы была более заметна толпе после свадьбы, поскольку вуаль была откинута и бриллиантовый головной убор был выставлен напоказ.
Кейт выглядела потрясающе в своей тиаре Cambridge Lover’s Knot на вечернем приеме в Букингемском дворце.
Сообщается, что королева одолжила тиару «Узел любовника» принцессе Диане в качестве свадебного подарка. Вместо этого Диана решила надеть тиару Спенсера, семейную реликвию, в свой важный день.
Гай Бертон из Hancock’s, где можно купить великолепную тиару Англси, принадлежавшую одноименному танцующему маркизу, описывает ее как «поистине великолепное изделие, и, разумеется, украшения такого происхождения и истории редко появляются на открытом рынке». ».
Тиары во времена правления королевы Виктории были настоящими бенгальскими огнями. Юная монарх превратила бриллиантовое ожерелье своей тети королевы Аделаиды в тиару.
Когда предок моей бабушки по отцовской линии, Тереза, вышла замуж за шестого маркиза Лондондерри, она унаследовала несколько впечатляющих вещей и назвала их «семейными крыльями». Многие из драгоценностей Лондондерри сейчас находятся в постоянной аренде у музея Виктории и Альберта и являются прекрасным примером их грозности.
Тиара Лондондерри была заказана Garrard в 1854 году и украшена существующими бриллиантами, принадлежащими семье, в том числе взятыми с пояса, который носили во время коронации Георга IV.
В 1880-х годах моя предка Тереза (урожденная Четвинд-Талбот — дочь 19-го графа Шрусбери), грозная хозяйка, была сфотографирована в серии, где она носит тиару — она также носила ее как часть своего костюма в Девонширском доме. Бал в 1897 году. На коронации Эдуарда VII она носила эту тиару с прикрепленными к верху огромными жемчужинами в стиле барокко (говорят, что она хотела стоять выше королевы Александры). Она стала настолько тяжелой, что, когда ей нужно было сходить в туалет в аббатстве, тиара полувековой давности упала с ее внушительной головы в туалет. Ее не зря прозвали «разбойницей в тиаре».
Хелен Молсуорт, куратор ювелирного искусства музея Виктории и Альберта, чья книга PRECIOUS была опубликована летом, говорит: «Они представляют собой захватывающий отчет об истории ювелирного искусства. От величественных украшений в форме короны в тяжелых золотых и серебряных оправах девятнадцатого века до более легких платиновых эгретов и бандо начала 1900-х годов». Последний из них соответствовал драматическим прическам той эпохи.
Кто может забыть леди Мэри Кроули, появившуюся с гладкой стрижкой в пятом сезоне «Даунтона» и вызвавшую такую сенсацию? Диадемам пришлось адаптироваться под эту новую тенденцию – и так появилось бандо. Стратморская тиара, которую носила леди Элизабет Боуз-Лайон, носилась низко на лбу, тогда как, когда принцесса Уэльская носила ее в прошлом году, она носила ее выше линии волос, как это принято в наши дни.
Наступит ли время, когда тиара выйдет из моды? Я надеюсь, что нет!